Раннее развитие

За последние двадцать лет в России стало модно раннее развитие. «Продвинутые» мамы и папы
осваивают методики Домана, Монтессори,
Зайцева – с тем, чтобы их чудо-чадо как можно раньше начало читать, считать, играть на скрипке и покорять вершины спорта. Что и говорить, перспективы заманчивы. Но в столь популярном нынче раннем развитии существуют свои подводные камни.

Самая главная ошибка, которую нередко допускают пламенные энтузиасты раннего развития – это подмена понятий «развитие» и «обучение». Все силы тратятся на интенсивную стимуляцию интеллекта. При этом развитие физических, творческих способностей, эмоционального мира отходит, по крайней мере, на второй план. В такой ситуации развитие действительно происходит – но оно буквально однобоко, поскольку развивается только левое полушарие, отвечающее за логику и аналитическое мышление. Но, кроме многочисленных систем раннего развития, существуют еще законы природы, по которым растет маленький человечек. И по природе своей в дошкольном возрасте более активным должно быть именно правое полушарие – интуитивно-образное, эмоциональное и чувственное. Не случайно поэтому маленький ребенок легче и естественнее воспринимает мир через чувства, эмоции и фантазии.

Неужели все это означает, что ребенка-дошкольника вообще нельзя обучать никаким интеллектуальным навыкам? (Кстати, вальдорфские педагоги именно так и считают, но, как нам кажется, это уже другая крайность). Конечно, наши дети живут во времена высоких технологий, они живо интересуются всем, что происходит вокруг них, и имеют право получить от родителей ту информацию, которая им нужна.

Вот четыре основных принципа, на которых должно строиться раннее развитие:

1. Нет – насилию! Ни в коем случае не занимайтесь с ребенком развивающими занятиями, если ему в данный момент этого не хочется.
2. Раннее развитие – не самоцель! Смысл ваших «уроков» – в процессе, а не в результате.
3. Ищите и обрящете! Не бывает раннего развития вообще. То, чем занимается соседский мальчик или дочка вашей подруги, вполне вероятно, не подойдет вашему сокровищу. Например, психологи считают, что те же кубики Зайцева больше подходят для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята.
4. Интеллектуальное развитие ни в коем случае не должно заменить собой творческое. Занимаясь математикой, не ставьте перед собой задачу прежде всего научить ребенка считать. Для малышей нужна совсем другая математика. Если же вы решили заняться музыкальным развитием своего ребенка, не спешите сразу усаживать его за инструмент и обучать нотной грамоте. Музыка сначала должна стать родной и привычной средой, в которой человеку комфортно и спокойно.
В какой-то момент, безусловно, придет время и для того, чтобы научить кроху читать. Познакомьтесь с современными методиками обучения чтению и выберете то, что подходит именно вашему чаду. Как знать, возможно, перед вами – будущий лингвист?

Но самое главное – творческое начало. Его развивает лишь игра, живое общение и пример родителей, которые сами создают красоту вокруг, придумывают новые забавы и живут в творческом поиске.